В этом разделе Вы познакомитесь с основными законами композиции, которые могут быть использованы при создании сада — с приемами создания пейзажных картин, законами цветовой гармонии, света и тени, а также композиционных средствах ландшафтной архитектуры, позволяющих разнообразить пейзаж. Это симметрия и асимметрия, контраст и нюанс. Эмоционально цветовые сочетания воспринимаются в различных соотношениях. И строятся эти сочетания по правилам цветовой гармонии — либо на основе контраста, либо как сочетание оттенков одного цвета. Вспомним известный из школьного курса физики спектральный круг, где последовательно друг за другом идут красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, пурпурный цнета. В природе мы никогда не видим таких цветов, есть, конечно, сорта растений и с насыщенным цветом, но чаще — с вялым, размытым. Усилить ощущение насыщенности бледно-красного цвета растения можно, например, разместив его рядом с зеленым; желтого — включив в композицию фиолетовый. Методом подбора цветовых компонентов можно снизить насыщенность какого-либо цвета, разместив, например, рядом с ярко-синим растением красное. При сочетании нескольких цветов ощущение насыщенности каждого из них тоже уменьшается, тем больше, чем ближе цвета располагаются в Цветове круге. Любопытно, что все светлые тона кажутся ле кими. все темные — тяжелыми. Насыщенный желтый цвет как бы приподнимает, он стремится вверх; особенна ощутимо это на темном фоне. Голубой цвет воспринимается тоже как легкий, парящий. В специальных учебниках по цветоведению есть таблицы восприятия цветного рисунка на фоне, окрашенном в другой цвет, иначе говоря, одновременного тового контраста, который также учитывается в ландшафтном проектировании, особенно при составлен цветников. Например, на красном фоне, оранжевый цвет выглядит как желтый; желтый — зеленеет, а зеленый заме но голубеет. На ярко-зеленом фоне красный и синий цвета приобретают фиолетовый оттенок, желтый становится ближе к оранжевому. Белый цвет как контраст со всеми тем* оттенками вносит свет и оживление, создает эффект объемности в растительных композициях. Черный цве напротив, уменьшает объемность и усиливает действ теплых тонов — желтого и красного. В создании колористики малого сада одинаково важны и общий подход к цвету, и продуманность, отточенность в деталях. В большом парке мы, говоря о цвете, подразумеваем преимущественно окраску деревьев, кустарников, цветов и трав. В маленьком саду важно помнить, что в общий колорит сада входит и окраска стен дома, ограждения сада, цвет мощения дорожек и площадок, садовой мебели. Красный кирпич, теплые тона деревянных конструкций, серые оттенки бетона — все эти цвета занимают в саду должное место. Цвет здания старайтесь «включить» в цветовую гамму сада.
Сильнее всего «работают» цветовые контрасты. Например, при общем темном колорите здания растении подбирайте светлые, с желто-зелеными или серебристо-серыми оттенками листвы. Хорошим контрастом в данном случае будет и серый цвет мощения из бетона. На фоне белого здания (штукатурка, неокрашенное дерево) эффектно смотрятся растения, имеющие темную листву. Если ваш дом построен из кирпича (теплые оттенки — красный, терракотовый) — используйте холодные и нейтральные тона растений: сине-зеленый можжевельник, магонию с ее серо-зеленой листвой. Еще один «инструмент» ландшафтного архитектора — это использование освещенности участка — светотени. С помощью светотени подчеркивается выразительность, объемность растительных групп. Когда источник света находится прямо перед объектом (фронтальное освещение), светотеневые переходы выражены слабо, композиция невыразительна. При боковом освещении они выражены ярче, рельефнее: в вечерние и утренние косые лучи солнца высвечивают фактуру дерева или куста. Контрур (так называется освещение, когда объект находится между источником света и наблюдателем) усиливает «краску листьев и цветов, подчеркивает силуэт дерева. Смена освещения в происходит непрерывно: фиксировать какой-либо световой эффект мы можем не более чем 25—40 мин, однако чем длиннее день, тем продолжительнее световые эффекты. На участке важно определить длину и направление теней, падающих от предметов в течение дня, чтобы знать затененность участка. В практике ландшафтного проектирования пользуются специальными линейками, составленными для различных широт на периоды осеннего и весеннего равноденствия. С их помощью составляются планы расположения падающих теней от деревьев и зданий — так называемые эпюры теней. Благодаря этим чертежам можно определить контур, размещение и размеры освещенных участков и их изменение в течение дня.
Комментариев нет:
Отправить комментарий